Thursday, Jan. 18, 2018

Горный Алтай и Веды

Автор:

|

03.11.2011

|

Опубликовано:

Современное состояние

В настоящее время на территории Горного Алтая широко и очень быстро распространяется гаудия-вайшнавизм, религиозно-философское течение, представляющее собой одно из направлений ведического толка. Общины вайшнавов, насчитывающие десятки последователей удобно располагаются на всём протяжении главных автодорожных магистралей горной местности. Наиболее многочисленные поселения находятся в городе Горно-Алтайске, сёлах Элекмонар, Чемал и Усть-Кокса, курируемые головным региональным «Алтайским краевым центром ведической культуры», расположенным в городе Барнауле.

Начиная с 2002 года, в Горном Алтае регулярно из года в год проводятся так называемые фестивали ведической культуры, проходящие под девизом «Алтай: “Золотым горам” – “золотой век”». В течение нескольких дней, проведённых на фестивале, тысячи людей со всего СНГ и даже мира приобщаются к сокровищницам теоретического и практического наследия бхакти-йоги, йоги любви и преданности Богу, представляющей собой важнейшую разновидность пути духовного самосовершенствования, практикуемую адептами гаудия-вайшнавизма. Местами проведения фестивальных мероприятий за прошедшее время являлись туристические базы «Эльдорадо», «Катунь», «Талда» и т.д.

Вайшнавы поклоняются единому Творцу мироздания – Богу Кришне. Его скульптурные изображения помещаются ими на алтарь, в честь Него проводятся утренние и вечерние храмовые службы. Центральное место в практике бхакти-йоги занимает медитация, в процессе которой адепт повторяет мантру, или духовную вибрацию, состоящую из имен Бога и очищающую ум: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Главным философским текстом считается «Бхагавад-гита» – беседа Кришны с учеником Арджуной

Исторический обзор

Помимо фактов современного экстенсивного и интенсивного распространения гаудия-вайшнавских миссий на территории Горного Алтая, необходимо особенно отметить несомненное наличие глубоких исторических корней ведической культуры в указанном регионе.

Из древнейших ведических текстов, таких как «Махабхарата», «Рамаяна» и «Бхагавата-пурана» (или «Шримад-бхагаватам») мы узнаём о неоднократном посещении Горного Алтая носителями ведической культуры, испокон веков населявшими Древнюю Индию и сопредельные ей страны. Уже в «Риг-веде», древнейшем ведическом тексте, а возможно вообще первом тексте человеческой цивилизации не раз отмечается как факт, что созвездие «Семи мудрецов», в виде повозки, т.е. созвездие Большой медведицы, круглый год располагается непосредственно над головами авторов её гимнов. Но наблюдать Большую медведицу весь год можно именно на Алтае, в самой же Индии оно находится либо на периферии небосвода, либо вообще не видно. Значит ли это, что авторы некоторых гимнов жили на Алтае?… На возможность подобного развития событий косвенным образом намекает гипотеза о существовании в III тыс. до н. э. (время записи Вед и «Махабхараты») так называемой афанасьевской индоевропейской культуры на севере Алтая.

В данном отношении огромное значение приобретает известная на весь мир священная гора Белуха, словно магнит притягивающая к своему подножию людей, серьезно озабоченных духовными поисками. На санскрите, языке ведической учености, Белуха имеет несколько названий – Уч-Сумер («Высочайшая гора»), «Ак-Сумер» («Белая гора», где ак всё же пришло из алтайского языка, так же как и уч обычно трактуется как «трёхвершинная»). Однако непосредственно на страницах «Махабхараты» множество раз встречается несколько иное название – Шветапарвата или Шветагири, где швета означает «белый», а парвата и гири переводится как «гора».

В третьей книге «Махабхараты» рассказывается о пятилетнем тайном пребывании братьев Пандавов, героев эпоса, на горе Швете. Также упоминается о посещении Белухи царями Нахушей и Арджуной (именно тем, кому Кришна поведал знаменитую «Бхагавад-гиту»), сделавшим Алтай конечной точкой своего завоевательного похода и разбившим военный лагерь у подножия священной горы. К тому же в соответствии с одной из легенд, однажды богиня Сваха собрала на вершине Белой горы семя бога огня, или Агни, из которого впоследствии появился сам бог войны – Сканда. В связи с этим становится особенно интересным, что согласно местным поверьям, перед каждой масштабной войной в окрестностях Белухи слышен душераздирающий крик. Более того, нельзя не отметить и то, что в «Махабхарате», как и других ведических писаниях (например, «Сканда-пуране») гора прочно ассоциируется с грифонами, а ведь их символичность в отношении Алтая отмечал в своей «Истории» ещё Геродот. Неудивительно, что именно Белуха и грифон являются главными символами на гербе республики «Алтай». В «Махабхарате» указывается, что невидимые обитатели Белухи – полубоги и демоны, на её склоны часто наведываются великие мудрецы и небесные странники.

Серьёзную пищу для размышлений дает великое множество названий топографических объектов, чьи звучания весьма схожи с санскритскими аналогами. В действительности мы находим целую россыпь звучаний, своим смыслом и мелодикой напоминающих санскритские аналоги. Укажем лишь некоторые из них… Так, по территории Горного Алтая протекают реки Иша, Абай, Сараса, Тара, Пушта, Муны, Дайа и Йога, что в переводе с санскрита соответственно означает «Господь», «Бесстрашный», «Лебедь», «Шумящая», «Благословенная», «Мудрец», «Сострадание» и «Йога». На берегу знаменитого Телецкого озера располагается селение Иогач, название которого схоже по звучанию с йогой, практикующих сторонников которой можно легко представить в окрестностях водоёма. Известными местами туристического «паломничества» являются озера Ая («Счастливая судьба») и «Манас» («Разум»). Конечно же, многие совпадения касаются названий гор и различных высот – горы Арча («Почитаемое божество»), Чат («Предсказатель»), Шикшак («Ученик»). Наконец, легендарный и обладающий целебными свойствами священный источник Аржан-Суу, мимо которого не может проехать ни один турист, напоминает имя великого героя Арджуны (звучащее скорее как Аржун), тем более, что оба слова переводятся фактически одинаково – «золотой, сияющий или святой». Конечно, это лишь некоторые из лингвистических параллелей, бросающихся в глаза даже при беглом знакомстве с Горным Алтаем.

Наконец, существует и предсказание, согласно которому из Шамбалы, загадочного селения, с которым зачастую ассоциируется Белуха, явится последнее для нашего цикла эпох воплощение Кришны – Калки, сын мудреца Вишнуяшаса. Сидя на белом скакуне, Он вооруженный сверкающим мечом, покарает духовно деградировавшее человечество, знаменуя тем самым начало эры всеобщего благоденствия.

Останин Вадим Владимирович кандидат философских наук
доцент кафедры философии АГАУ.

Путеводитель по Горному Алтаю

Описывая Алтай, мы не делали акцент на его административном делении на два самостоятельных субъекта Российской Федерации: Алтайский край и Республику Алтай. Поэтому не удивляйтесь, что здесь вы найдете информацию как о районах Республики Алтай, так и о некоторых районах Алтайского края. Мы постарались выделить наиболее интересные районы, магическая сила красоты которых, никого не может оставить равнодушным, здесь есть на что посмотреть и где много возможностей для активного и отдыха и медитации.

По вопросам приобретения, распространения и рекламы просим обращаться

www.sattvaseva108.narod.ru

Пожелания и отзывы sattvaseva108@yandex.ru

Поделиться

Статьи на тему

Занятия по хатха-йоге
Семинар «Основы ведической философии»
Возвращение

Об авторе

administrator

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Перед отправкой формы: